Содержание диссертации Титульный лист

ГЛАВА 1. ЭВОЛЮЦИЯ ПОЛЕТНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ НА ПЕРЕКЛАДИНЕ

Элементы с фазой полета на перекладине, как самостоятельная структурная группа (правила судейства, ФИЖ, 1997, с. 120) появились в процессе естественного развития спортивной гимнастики с середины 50-х годов. Для данной структурной группы определяющими являются два фактора. Первый - явно выраженная полетная фаза, которая длится не менее 0.3 с. Во многих других элементах, связанных с перемахами и перехватами, она кратковременна, безопорная фаза не превышает 0,2 с. Второй фактор - элементы с фазой полета начинаются и завершаются на перекладине. Этим они отличаются от наскоков на снаряд и соскоков с него. Полетные элементы базируются на технике больших махов и закономерностях движения тела в безопорном пространстве. Эти факторы, как части системы, интегрированы в полетных элементах, но, чтобы стать таковыми они прошли длительный путь развития и совершенствования на основе практической деятельности и научного познания. Поэтому обзор литературных источников и данных опроса специалистов проводится в три этапа, в хронологическом порядке развития компонентов системы.

  1. Основа техники маховых упражнений __ хлестообразные движения.

Более полувека соревновались гимнасты на международном уровне, начиная с олимпийских игр в Афинах (1896 г.) и чемпионата мира 1903 г. (Антверпен), прежде, чем в соревновательных программах спортсменов стали появляться полетные элементы. За этот период гимнасты овладели большими оборотами в различных хватах и висах, научились управлять скоростью вращения тела вокруг грифа перекладины. (Далее слова перекладина и гриф используются как синонимы). На первых порах большие обороты имели значение как технически сложные элементы. Ценились медленные обороты с прогнутым телом, с задержкой в стойке (Левин М.В., 1957, с. 106; Костюк В., Ганиза М., 1928). Такой способ среди гимнастов назывался ‘‘грузинским’’, потому что он был впервые продемонстрирован на первенстве СССР в 1933 г. представителями команды Грузии Г. Рцхиладзе и А. Джорджадзе.

Однако мода на медленные обороты быстро прошла. Способ оказался неперспективным для прогресса технического мастерства гимнастов. Соскоки сальто с медленного оборота выполнялись низко, так называемым самокрутом, в технике которого главным действием был выбор момента отпускания рук. Спортсмен при таком соскоке не поднимался выше перекладины.

Логика развития спорта привела к необходимости выполнять соскок выше, с длительной фазой полета и быстрым вращением тела вокруг поперечной и продольной оси. Для реализации этого требования необходимо было овладеть умением раскручивать большие обороты, быстро наращивать их скорость. Обороты теряли значение самостоятельного элемента. Они все в большей мере становились служебными элементами (Гавердовский Ю.К., 1975), решающими задачу разгона общего центра массы тела (ОЦМ).

Разгон ОЦМ перед соскоком сальто обеспечивал не только высокий полет, но и быстрое вращение, чреватое перекрутом в полете. Возникла необходимость научиться тормозить вращение в момент старта на сальто.

В важности умения управлять скоростью движения тела при выполнении соскоков с больших оборотов гимнасты сборной команды СССР убедились на XII Олимпийских играх (1952 г.). Немецкий гимнаст А. Шварцман завершил свою комбинацию на перекладине очень высоким соскоком ноги врозь после большого оборота вперед, который он специально разогнал. Гимнасты сборной СССР такой техникой не владели. Они замедляли обороты перед соскоком и выполняли его либо перемахом ноги врозь, отталкиваясь вслед руками, либо, в лучшем случае, курбетом из стойки. Летели при этом сверху вниз. А соскок А. Шварцмана отличался вылетом вверх и длительной фазой полета, как бы, зависанием. Его техническая основа была принципиально иной. Тренеры и сами гимнасты (М. Левин, М. Перельман, В. Муратов, В. Беляков и др.) подметили, что в основе механизма мощного взаимодействия с грифом при соскоках с высоким вылетом лежат так называемые хлестовые движения. Их структура была разгадана не сразу. Около двух лет трудились гимнасты пока не нашли методом проб и ошибок ‘‘секрет’’ хлестообразной техники.

С 1954 г. ведущие гимнасты страны В. Чукарин, В. Муратов, И. Востриков, а за ними и многие другие мастера спорта стали демонстрировать высокие соскоки и другие элементы не только на перекладине, но и на других снарядах, в частности на брусьях (подъемы с высоким перемахом ноги врозь, так называемая ‘‘клюка’’ и др.).

Справедливости ради следует отметить, что хлестовые движения в технике гимнастических элементов ‘‘родились’’ не в олимпийском соскоке А. Шварцмана в 1952 г. Несколько советских мастеров спорта (М. Гусейнов, К. Саниблидзе, С. Ненмасов) выполняли соскоки летом, используя хлестовые движения еще в довоенные годы. Однако, по их же словам, они не понимали смысла хлестообразной техники и выполняли упражнение стихийно. Цирковые турнисты также пользовались хлестообразной техникой маха при полетах с одной перекладины на другую (‘‘баноло’’).

Предшественниками хлестовой техники, а также аналогами ее структуры, как отмечается в учебниках по гимнастике довоенных лет (Гимнастика, 1934, с.347, 1940, с.179-181) были движения изгибами, швунгом, дергом, рывком. Вот как описывает значение дерга при подъеме Л.П. Орлов (1934, с.347): ‘‘подъем дергом - последовательное сгибание и прогибание находящегося в висе туловища, быстро чередующиеся: используя инерцию этих движений переходят в упор’’. В учебнике 1940 г. (с.181) еще полнее описывается роль сгибательно-разгибательных движений во второй половине большого оборота назад. ‘‘Это перемещение, - говорится в книге, - происходит в результате посыла ног назад и рывка грудью вверх. Но так как ноги, сгибающиеся в тазобедренном суставе и имеющие наибольшую скорость, движутся вперед, то посыл ног назад заставляет резко увеличить скорость среднее звено, т.е. туловище и плечевой пояс, как бы временно опираясь на ноги ...’’. Таким образом, речь идет о передаче энергии движения с ног на туловище и плечевой пояс, а стало быть, и на опору, в результате чего происходит взаимодействие тела в целом с внешней упругой опорой, т.е. перекладиной. Не в этом ли основной механизм хлестовой техники? Интересно, что в эти годы такого словосочетания как хлестообразная техника выполнения больших махов не существовало. Это определение появилось позже.

Массовое овладение гимнастами техникой хлестообразных махов началось с середины 50-х годов, Позже известный специалист в области спортивной гимнастики профессор Ю.К. Гавердовский назовет этот период началом ‘‘бросковой эпохи’’ (Теория и практика физической культуры ,№11, 1997, с. 47).

В этот же период в ряде литературных источников появляются попытки теоретического осмысливания структуры и функции хлестообразной техники в движениях большим махом (Гончаров Н.С., 1957; Семенов В.М., Смолевский В.М., 1961; Шлемин А.М., 1961; Алекперов С.А., 1963; Коренберг В.Б., 1966, 1967).

Впервые теория хлестообразных движений наиболее полно и обстоятельно была представлена в книге Н.С. Гончарова ‘‘ Упражнения на гимнастических снарядах’’ (1957). Автор определил главные действия при выполнении упражнений большим махом, которые состоят из:

- хлестообразных движений ногами по ходу маха;

- притормаживания движения ног;

- рывкового движения туловищем (с.26).

В книге подчеркивается, что после напряжения мышц, в момент выполнения хлестообразного движения ногами, должно следовать мгновенное их расслабление (с.27). И это чрезвычайно важно, ибо следом за этим может последовать мощное, финальное напряжение мышц антагонистов.

‘‘При выполнении трудных элементов, требующих большого маха и высоких соскоков со снаряда, - пишет автор (с.27) -, необходимо в процессе маха создать условия для более энергичного выполнения движения ногами. С этой целью гимнасты перед хлестообразным движением делают дополнительное движение ногами - сгибаются и прогибаются. Указанные действия позволяют увеличить амплитуду движения ногами, так как туловище вначале опережает ноги по ходу перемещения тела, а затем скорость движения туловища несколько уменьшается и можно выполнить движение ногами более энергично’’. Все сказанное согласуется с известными физиологическими механизмами сокращения предварительно растянутой мышцы.

На с. 87 своей книги Н.С. Гончаров описывает способ выполнения высокого соскока сальто назад с применением движений технической основы, т.е. хлестообразно большого маха. Тем самым была обоснована возможность надежного управления основными параметрами соскока - скоростью вылета ОЦМ и кинетическим моментом тела.

Много места уделяется описанию хлестообразных движений в книге Л. Семенова и В. Смолевского, ‘‘Гимнастам о гимнастике’’ (1961). Авторы отмечают, что ‘‘Наиболее эффективный способ исполнения маховых движений всем телом, называемый хлестообразным, или волнообразным, позволяет гимнасту наилучшим образом использовать силы’’ (c.33).

Основные положения, изложенные в ней о значении хлестовых движений в маховых упражнениях, способах их применения при выполнении различных структурных групп элементов, особенно высоких соскоков типа летов и сальто, не имеют принципиальных отличий от взглядов Н.С. Гончарова (1957). Существенным дополнением можно считать совет авторов при анализе хлестообразных движений учитывать конструктивные особенности снаряда и условия связи тела с опорой, а так же то, что непременным условием выполнения хлестообразных движений является максимальное использование сил реакции опоры и сил связи звеньев тела друг с другом (с.34).

Эта важная особенность хлестовой техники отмечена и в других источниках (Алекперов С.А., 1963; Коренберг В.Б., 1966, 1967).

С.А. Алекперов пишет, что: ‘‘С наибольшим эффектом реактивные силы используются благодаря хлестовым движениям ногами. Хлест - это волнообразное движение тела, когда в процессе выполнения большого маха ноги совершают колебательные движения относительно туловища. Чаще всего характер движения ног такой: в начале маха ноги отстают от туловища, затем обгоняют и к концу движения вновь отстают. Причем эти циклы выполняются с быстрым нарастанием скорости движения. Энергичному движению ног способствует предварительное растягивание мышц перед каждым циклом их движения. Целью хлестовых движений ногами является оказание мощного давления на снаряд опорной частью тела для достижения существенного перемещения всего тела относительно снаряда. Это, прежде всего - соскоки с высоким вылетом и с замедлением вращения (сальто с перекладины) или с изменением направления вращения (соскок углом махом вперед, соскок летом с большого оборота, а также перелеты и подъемы с фазой полета)’’ (1963, с.115).

К такому же пониманию сути хлестовых движений при выполнении больших махов пришел В.Б. Коренберг в результате анализа их техники (1966, 1967). Он отмечает, что: ‘‘Хлест ногами увеличивает эффективность нажима руками на снаряд. ... Руки должны давить на снаряд всегда навстречу ‘‘хлесту’’, т.е. эти два движения должны быть направлены в противоположные стороны’’ (1967, с.17).

Таким образом, можно констатировать, что к концу 60-х годов механика выполнения и методика изучения хлестовых движений была прочно освоена специалистами. Имелась также и солидная теоретическая база за счет накопления и анализа объективных фактов спортивной практики и многочисленных исследований аспирантов, преподавателей, научных сотрудников кафедр гимнастики институтов физкультуры (Алекперов С.А., 1954, 1961; Наклонов Ю.И., 1954; Пацекин П.В., 1954; Курьеров Н.А., 1961; Семенов Л.П., Смолевский В.М., 1961; Шлемин А.М., 1962, 1966, 1968; Гончаров Н.С., 1963; Индлер Г.В., 1964; Гавердовский Ю.К., 1965, 1967; Данилов К.Ю., 1965; Джорджадзе А.И., 1965, 1966, 1967; Назаров В.Т., 1965, 1966, 1967, 1968; Плоткин А.Б., 1965; Тихонов В.Н.,1966, 1968, 1969; Алекперов С.А., Гринштейн А.Ф., 1967; Курьеров Н.А., Резунов Е.П., 1967; Менхин Ю.В., 1967; Петров В.А., 1967; Хаджиев Н., 1967; Чебураев В.С., 1967; Ипполитов Ю.А., 1969; Хачатуров Р.С., Юссельман Т.Т., 1969; Georgy C.S., 1969 и др.)

Особо важным научно-методическим достижением для данного периода явилось фундаментальное исследование Ю.К. Гавердовского по общим основам техники и построению естественной классификации маховых упражнений на гимнастических снарядах (1967). Им была создана структурно-логическая система маховых движений, в которой как в таблице Менделеева, нашли свою структурно-признаковую нишу все маховые элементы. Это учение, как важный раздел теории гимнастики, вошло во все учебники для техникумов, факультетов физического воспитания и институтов физкультуры, начиная с 1965 г., что, безусловно, послужило прогрессу спортивной гимнастики в целом.

На основе ‘‘Естественной классификации маховых упражнений на гимнастических снарядах’’ Ю.К. Гавердовского была написана книга по видам мужского и женского многоборья (Гавердовский Ю.К., 1975; Алекперов С.А., 1976; Радионенко А.Ф., Сучилин Н.Г., 1978; Гавердовский Ю.К., Майбуров Н.Е., 1979 и др.). В них нашли широкое отражение структурные построения хлестовых движений применительно к технике конкретных элементов.

В книге Ю.К. Гавердовского (1975) подробно рассмотрены практически все основные аспекты технической подготовки гимнастов на перекладине. Описаны варианты техники оборотов с управляемой скоростью движения в подготовительных и основных фазах элемента, показана роль хлестообразных махов и его составляющих - расхлест, бросок, разгибание (с.24-27).

Особое влияние на развитие техники высоких соскоков и полетных элементов, оказала теория движений большим махом с противовращением (с.82-96). Этот раздел впервые представлен в таком законченном концептуальном виде. К движениям этого типа автор относит различные соскоки, подлеты и перелеты большим махом, общая черта которых - форсированная перемена направления вращательного движения, достигаемая благодаря активной мышечной работе гимнаста. Он отмечает также, что экстренная перемена вращения не только означает усложнение координации действий, но требует от гимнаста более мощной работы. При этом нужно иметь в виду соотношение активности двух групп действий: действий, увеличивающих скорость вращения в первоначальном направлении, и действий, сообщающих телу вращение в новом, противоположном направлении. Следует учитывать и такую важную закономерность, что общая скорость вращательного движения тела к моменту перехода в полет находится в обратной зависимости со скоростью предшествующего маха в висе: чем быстрее мах в висе, тем труднее достичь в полете нужной скорости противовращения (с.82-83). Эта характерная особенность техники контртемпов отмечается в работах и других авторов (Витман К., 1973; Кузенко Б.П., Назаров В.Т., 1974; Сучилин Н.Г., 1978, с.12; Коренберг В.Б., 1985, с.34.).

Как уже отмечалось в начале обзора литературных источников особый интерес к технике хлестообразных махов возник с начала 50-х годов, с одной стороны, в связи с общим прогрессом техники маховых движений, с другой с началом перехода к динамическим соскокам, исполняемых с разгона и завершаемых высокой полетной частью. Соскоки из упора становились анахронизмом и вскоре они исчезли из соревновательных программ.

  1. Соскоки большим махом - предвестники полетных элементов.

Большое значение для массового овладения техникой хлестовых движений имело то обстоятельство, что в программы обязательных комбинаций мастеров спорта были включены соскоки сальто назад с большого оборота (1947 - 1949 гг.) и лет согнувшись (1953 - 1954 гг.) (Кузнецов Б.А. Справочник ‘‘Гимнастика в СССР’’, 1955, с.373-381).

Более двухсот действующих мастеров спорта вели поиск лучших вариантов техники соскоков, осваивали быстрые обороты и высокие соскоки - сальто назад прогнувшись и лет через перекладину с большого оборота вперед. При этом совершенствовалась ритмо - структурная основа хлестообразного движения.

Познание техники сложных соскоков и других структурных групп в 50-х и 60-х годах в основном происходила эмпирическим путем. Наука в этот период накапливала факты и занималась их обобщением.

Новые элементы между тем появлялись постоянно. Была высокая мотивация. Оригинальность и новизна поощрялись. Тренеры и спортсмены опираясь на интуицию, пробуя и ошибаясь, пробивались к новым элементам и способам их исполнения, порой к неожиданным открытиям. Творческая технология изобретения новых элементов (ультра-си) описана Ю.К. Гавердовским (1969, с.80-106). С.А. Алекперов и А.Ф. Гринштейн (1973, с.121) методом опроса 60 гимнастов - изобретателей новых элементов выявили, что 50% из них использовали способ аналогий, 30% - случайно ‘‘натолкнулись’’, и только 20% за счет теоретических построений структуры элементов.

К концу 50-х и началу 60-х годов гимнасты выполняли соскоки сальто с двух и трехкратным вращением относительно поперечной и продольной оси тела. В дальнейшем сложность соскоков продолжала прогрессировать. Совершенствовалось и качество их исполнения. Причиной такого положительного явления были не только достижения передовой практики, но и возрастающая роль спортивной науки.

В начале 60-х годов были опубликованы статьи: ‘‘Закономерности техники выполнения соскоков сальто с перекладины’’ (Алекперов С.А., Степанцов В.И., Винокуров В.Н., 1961, с.64-73), ‘‘ Соскок сальто вперед с поворотом на 5400 с перекладины’’ (Алекперов С.А., Винокуров В.Н., Кашеваров Б.П., 1966, с.19-20). В указанных статьях в основном описывалась кинематика элементов на основе измерений скорости ОЦМ и угла вылета в момент старта, высоты, дальности и времени полетной части соскока, угловых скоростей звеньев тела при поворотах и т.п. На основе полученных данных разрабатывались рекомендации по технике исполнения и методике обучения исследуемых элементов.

В дальнейшем научные изыскания по различным аспектам техники и методики соскоков, а также элементов, функционально связанных с ними велись постоянно, утверждая известную истину, что процесс познания бесконечен (Индлер Г.В., 1964: Радионенко А.Ф., 1971; Дмитриев С.В.,1972; Чукарин В.И., Райтер Р.И., 1977; Городецкий Н.Г., 1978; Кириллов В.Е., 1982; Курысь В.Н., Городецкий Н.Г.,1985 и др.).

По данным Н.Г. Сучилина (1978) с 1960 по 1976 г. были выполнены 24 новых сложных соскока с перекладины. 21 из них изобрели отечественные спортсмены. Были ‘‘покорены’’ сальто с трехкратным вращением назад (Леонов О., 1961) и вперед (Павлов В., 1975), сальто назад с поворотом на 10800 (Тришкин Д., 1966), двойное сальто назад прогнувшись (Ложкин С., 1973), обратный лет (Якунин Г., 1975). Остальные соскоки представляли различные комбинации из вращений вокруг поперечной и продольной оси с фиксацией и переменой позы от группированного до прямого (прогнутого) положения тела. Все соскоки выполнялись большим махом за исключением трех, которые начинались движением дугой из упора.

Темп появления оригинальных соскоков был особо высок в 1973 - 1976 годах. За пятилетие было продемонстрировано 11 новых сверхсложных вариантов завершения произвольных комбинаций на перекладине.

Причинами такого прогресса являются несколько факторов. Но, прежде всего, это курс на омоложение сборных команд, материальное и организационное укрепление школ - интернатов, СДЮШОР, централизованная подготовка молодежных команд, постоянная учеба тренерского состава в период соревнований, учебно-методических сборов и т.п.

Безусловно, одной из важных причин прогрессивного развития спортивной гимнастики в отмеченный период являются достижения в научной разработке проблем техники и методики обучения гимнастическим упражнениям и внедрение результатов исследований в практику. Только по различным аспектам подготовки гимнастов на перекладине были защищены 12 кандидатских диссертаций (Наклонов Ю.И., 1954; Галибин К.В., 1962; Индлер Г.В., 1964; Назаров В.Т., 1966; Тихонов В.Т., 1966; Джорджадзе А.И., 1967; Христов Г.А., 1968; Ипполитов Ю.А., 1969; Хачатуров Р.С., 1970; Радионенко А.Ф., 1971; Сучилин Н.Г., 1972). В этих трудах были глубоко изучены технические, функциональные и методические аспекты различных двигательных структур упражнений, выполняемых большим махом. Вычислены основные параметры движений и усилий, определена роль и значение упругих свойств перекладины, выявлены пределы изменения длины тела за счет вытягивания в плечевых и межпозвоночных сочленениях, определены масс - инерционные характеристики тела человека и его отдельных звеньев, а также много других показателей с помощью объективных методов исследования.

Особое значение для познания природы полетных соскоков имели работы Радионенко А.Ф. по исследованию двигательной структуры основных соединений, завершающих гимнастические упражнения (1971) и Н.Г. Сучилина по исследованию соскоков нарастающей сложности с перекладины и путей управления их формированием (1972).

Диссертация Н.Г. Сучилина (1972) и созданная на ее основе монография ‘‘Гимнаст в воздухе’’ (1978) определили завершающий этап в создании целостной теории по технике и методике соскоков прогрессирующей сложности на перекладине, брусьях и кольцах.

Системные исследования опорных и безопорных фаз полетных соскоков, научное обоснование способов управления движением ОЦМ и кинетическим моментом в фазах разгона и старта, а также угловой скоростью в безопорной фазе создали необходимую научную базу и технические предпосылки для массового овладения полетными элементами. История распорядилась так, что путь к полетным элементам на перекладине проложили соскоки, выполняемые большим махом. Однако, путь этот был непрост, как любое продвижение к более сложной структуре.

  1. Полетные элементы.

Первый полетный элемент на перекладине - перелет согнувшись с поворотом кругом большим махом назад был выполнен в 1956 году в г. Минске на чемпионате вооруженных сил мастером спорта А. Гринштейном. К этому времени техника хлестового движения была освоена большинством гимнастов. А. Гринштейн решил применить ее для исполнения обычной, классической ‘‘предножки’’. Получился новый, ранее невиданный способ перелета через перекладину. Время полета при этом увеличилось в несколько раз, а общий центр массы (ОЦМ) взлетал над грифом перекладины до 150 см, что в несколько раз выше, чем при исполнении ‘‘предножки’’. Эти объективные факторы и воспринимались как полет с высоким зависанием над снарядом. Однако консерватизм судейства не позволил тогда оценить такой способ исполнения как правильный, он не соответствовал образцу привычной ‘‘предножки’’. Признание пришло через пять лет, когда и именитые гимнасты - М. Воронин, В. Лисицкий, И. Хюрцеллер стали выполнять высокие перелеты. Они даже стали называться их именами. Значение для характеристики перелета имели и поза спортсмена и распределение двигательных акцентов на траектории перелета, например, перелет прямым телом и поворот кругом после пересечения вертикальной плоскости перекладины (‘‘воронин’’), или ранний поворот кругом и перелет через снаряд спиной вперед (‘‘хюрцеллер’’). Вариантов было много, но названные, являются наиболее типичными.

Интерес к полетным элементам возрастал. Важно отметить прогрессивное развитие в этом направлении научных изысканий.

Результаты первых исследований полетных элементов были опубликованы в 1967 году (Алекперов С.А., Гринштейн А.Ф., 1967; Курьеров Н.А., Резунов Е.П., 1967).

Авторы указанных научных работ отмечали, что основным механизмом выполнения перелета является хлестообразная техника ускорения махового движения (броска) при вылете в безопорную фазу. Описывается также апробированная методика обучения.

В Москве под руководством Ю.К. Гавердовского на основе созданной им ‘‘Естественной классификации маховых упражнений на гимнастических снарядах’’, (1967) проектировались новые элементы. Созданная им модель перелета назад большим махом вперед впервые была выполнена М. Питомцевым в 1968 году на тренировочных занятиях. Затем, после выполнения Г. Якуниным соскока летом назад (1974) и перелета назад ноги врозь в вис А. Ткачевым, (1977) начинается победное шествие этой группы полетных элементов на гимнастическом помосте.

Технику сальтового полетного элемента - сальто вперед в вис от теоретической модели до практического исполнения продемонстрировали на сборе тренеров в Москве в 1968 году ленинградские специалисты С.А. Алекперов и А.Ф. Гринштейн.

Особо значимыми для прогрессивного развития техники и методики полетных элементов, безусловно, были научные сведения, представленные в статьях Ю.К. Гавердовского ‘‘Трактат о пяти способах изобретать ультра-си’’ и С.А. Алекперова в соавторстве с А.Ф. Гринштейном - ‘‘Это реально’’. Они появились в первом номере знаменитого издания в помощь тренеру ‘‘Мастерство гимнастов’’, (1969).

В этих статьях была научно обоснована и отчасти экспериментально подтверждена возможность исполнения высоких подлетов и перелетов, а также сальтовых элементов в вис как по ходу большого маха, так и в противоположном направлении.

Несколько гимнастов после появления в свет книги ‘‘Мастерство гимнастов’’ попытались выполнить прогнозируемые элементы на гимнастическом конкурсе в г. Каунасе в 1970 году. Ученик тренера из Баку А. Петросова - Н. Ткаченко выполнил сальто вперед в вис. Гимнаст из г. Львова Банников продемонстрировал перелет прогнувшись с поворотом на 3600. Техника оригинального элемента проанализирована Р.И. Райтером и В.И. Чукариным (1975). В 1974 году Ю.К. Гавердовский и В.Е. Заглада опубликовали обучающую программу для перелета назад в вис, в которой шаг за шагом, в соответствии с особенностями методики программированного обучения, были описаны двигательные действия гимнастов в каждой фазе нового, еще никем официально, т.е. в условиях соревнований, не выполненного элемента.

Однако освоение полетных элементов шло все же медленно. Сказался консерватизм тренеров, их слабая вера в науку в тот период. Из беседы с профессором Алекперовым и доцентом А. Гринштейном нам стало известно, что ведущие специалисты страны из ЦСКА заслуженные тренеры СССР С. Литвинов, В. Брежнев, К. Каракашьянц и другие специалисты после просмотра кинограммы с исполнением сальто вперед в вис сказали, что это трюк, который никогда не будет исполняться гимнастами на соревнованиях.

До массового освоения полетных элементов со времени публикации статей с описанием их техники и методики понадобилось около десяти лет. Но после того как ткачев в блестящем исполнении самого автора был представлен на Чемпионате Европы (1977 г.) и мира (Овьедо, 1979 г.) стали быстро появляться новые разновидности полетных элементов: сальто назад с поворотом в вис (‘‘делчев’’, 1977 г.), перелет двойное сальто назад (‘‘ковач’’, 1979 г.), перелет сальто назад с поворотом кругом (В. Беленьков, 1981 г.), большим махом вперед сальто вперед в вис (О. Дмитриев, 1981 г.), а также другие варианты подлетов и перелетов. С 1980 года полетные элементы становятся самостоятельной структурной группой и определяют в основном степень трудности соревновательных программ гимнастов.

В 80-х годах научные исследования и методические разработки были направлены на выявление различных аспектов структуры и функции полетных элементов в системе спортивной подготовки гимнастов (В.А. Солодянников, 1981; В.Т. Дударев, 1983; Ф.А. Аллахвердиев, 1982, 1986; Б.С. Савельев, 1987).

Работа В.А. Солодянникова (1981) направлена в основном на выявление ритмической структуры подготовительных и основных действий при выполнении перелета назад ноги врозь на основе изучения межмышечной координации с использованием инструментальных методик. Полученные данные легли в основу построения рациональной техники исполнения и методики обучения юных гимнастов 14-15 лет. Технический уровень исполнения определялся методом сравнения с эталоном, за который была принята структура техники автора перелета А. Ткачева. Экспериментальная группа (6 человек) изучала перелет ткачева и сальто вперед в вис целостным методом с широким применением средств срочной информации. Создание представлений предусматривали формирование знаний о механизмах, обеспечивающих выполнение разучиваемых элементов. При этом большое место отводилось средствам наглядного обучения путем демонстрации контурограмм, видеозаписи эталонной техники ведущих гимнастов. Для уточнения деталей техники непосредственно в процессе обучения использовалась шарнирная модель гимнаста.

Исследования автора подтверждают данные А.Ф. Радионенко (1971) и Н.Г. Сучилина (1972) о высокой значимости главных параметров полетных элементов, в частности соскоков, - угла вылета и скорости ОЦМ при старте. Отмеченный в работе факт о малой вариативности параметров вылета при исполнении исследуемых элементов весьма существен. Он подтверждает необходимость высокой точности управления моментом старта для качества элемента в целом и безопасности спортсмена.

Использование методики программированного обучения перелету ткачева (Ю.К. Гавердовский, В.И. Заглада, 1974) в контрольной группе и представление ее как менее эффективной по сравнению с экспериментальной является, на наш взгляд, не вполне корректной. Тут ведь важно не то, как проводится обучение, как оно организуется (по частям или в целом), а то, чем оно наполнено, какие и в какой мере используются средства обучения. Для экспериментальной группы, которая обучалась целостным методом, показан, практически, весь набор активных методов и приемов обучения, а что было в контрольной, нужно искать у Ю.К. Гавердовского и В.Е. Заглады (Обучающая программа, 1974), чтобы узнать, чем они пользовались семь лет назад, обучая перелету Ткачева иной контингент обучаемых и в другой ситуации.

В 1983 году В.Т. Дударев защитил диссертацию, в которой доказал преимущество программированного обучения сложным гимнастическим упражнениям на основе сопряженной технической и физической подготовки. Важную роль, по мнению автора, для выполнения перелета ткачева играет гибкость и подвижность тазобедренных сочленений, определяемая качеством выполнения прямого шпагата.

Поскольку техническая основа полетных элементов определяется основными параметрами - углом вылета и скоростью ОЦМ, весьма сомнительно существование функциональной связи между техникой перелета ткачева и прямым шпагатом. Пересечение плоскости перекладины в положении прямого шпагата при одинаковой траектории ОЦМ обеспечивает лишь большую надежность и эстетичность, но никак техничность исполнения.

Исследование В.Т. Дударева интересно тем, что он впервые показал, что такой сложный элемент, как перелет ткачева, может быть освоен гимнастами 11-13 лет, благодаря программированному обучению на основе сопряженной технико-физической подготовки с применением технических средств.

Вскоре и этот рубеж возрастной доступности был успешно преодолен. Ф.А. Аллахвердиев (1986) экспериментально обосновал возможность овладения перелетом ткачева на этапе отбора и начальной подготовки, в возрасте 8-9 лет.

В диссертации Ф.А. Аллахвердиева впервые представлена классификация полетных элементов. В ее основу положен признак основного вращения в полете. Используя полученные во многих исследованиях по спортивной гимнастике, акробатике, батуту, прыжкам в воду и т.п. максимальные скорости вращения тела спортсмена в полетных фазах, автор прогнозировал 12 полетных элементов. Примерно половина из них освоена гимнастами. Остальные оказались еще не под силу. Для их выполнения нужна не только максимальная скорость вращения, но и более длительная фаза полета. Автор не учел в достаточной мере этого фактора.

В 1983 году группой специалистов института физической культуры имени П.Ф. Лесгафта (С.А. Алекперов, В.Ю. Гольдштейн, В.Ф. Егоровский, Ф.А. Алахвердиев и др.) был создан учебно-методический фильм ‘‘Техника и методика сложных упражнений на перекладине’’. В нем были представлены все сложные полетные элементы, освоенные лучшими спортсменами страны и мира к этому времени (по итогам Олимпийских игр 1980 года, Чемпионата мира 1981 года и первенства России 1982 года).

В фильме были показаны в мультипликационном исполнении новые полетные элементы. При их моделировании были использованы рекордные на момент создания фильма кинематические параметры вращательных движений тела спортсмена и, исходя из предположения, что скорость вылета может достичь 6 м\с (на 20% выше достигнутого уровня), и время безопорного положения длиться около 1,5 с.

Из прогнозируемых в фильме элементов был выполнен до настоящего времени лишь большим махом назад перелет сальто вперед (гейлорд).

Причиной застоя в развитии сложности полетных элементов являются, на наш взгляд, недостаточность полетной фазы, целиком и полностью зависящая от основных параметров движения тела в момент старта. Как увеличить вектор скорости ОЦМ и кинетический момент тела? Откуда взять энергию для этого? Ответы на эти вопросы ищут многие специалисты (Гавердовский Ю.К., 1967, 1975; Радионенко А.Ф., 1971; Сучилин Н.Г., 1972; Чукарин В.И., Райтер Р.И., 1975, 1977 и др.). Решение проблемы большинство из них видит в совершенствовании структуры разгона тела перед вылетом в безопорную фазу. Н.Г. Сучилин провел специальное исследование по этому вопросу. Он измерил длительность фазы полета различных структур сальто назад с размахивания, отмаха, с одного большого оборота и с разгона с помощью двух оборотов. Максимальная разница в длительности полетной фазы во всех разновидностях сальто назад при одном и двух оборотах для разгона тела перед вылетом составила 0,1 с. За такое время можно увеличить величину вращения по сальто и пируэту примерно на 10%, что, вряд ли, может иметь существенного значения.

Ю.К. Гавердовский классифицировал большие обороты, по сути, с учетом их энергетической значимости (1975, с.22): нормальный оборот, ускоренный оборот, быстрый оборот, замедленный оборот. Их техника подробно проанализирована и функционально обоснована. Автор придает большое значение для разгона тела бросковым движениям. Он отмечает, что... ‘‘пользуясь бросковой техникой, можно в широких пределах варьировать скорость большого оборота назад’’. (1975, с.25).

К сожалению, конкретных данных о предельных значениях скорости больших оборотов на перекладине в доступной нам литературе обнаружить не удалось.

Гимнасты России и других стран широко и умело используют бросковую технику, ускоренные и форсированные обороты для разгона тела при выполнении полетных элементов. Однако, в настоящий момент, как отмечают С.А. Алекперов и В.П. Аксенов (1997, с. 54 - 55), появился некоторый застой в темпе возникновения новых модификаций полетных элементов. Ожидания специалистами скорого появления двойных и тройных сальто и пируэтов с многократным вращением в полете так и не оправдались до сих пор. Главную причину этого авторы видят в том, что гимнасты не владеют способами существенного увеличения основных параметров старта. До сих пор скорость вылета в перелетах не превышает 5 м/с., а длительность полета 1 с. Они высказывают предположение, что для усложнения полетного элемента за счет добавки еще одного сальто потребуется увеличить фазу полета на 0,4 – 0,5 с. А для этого стартовая скорость ОЦМ должна возрасти примерно на 20%. Достижение таких показателей потребует, очевидно, серьезных научно - практических изысканий.

Следует согласиться с высказыванием авторов статьи, что существенную роль в прогрессе полетных элементов может сыграть дальнейшее совершенствование техники больших махов с целью преодоления дефицита энергии движения и разработка соответствующих средств и методов СФП гимнастов, начиная с юного возраста.

В соответствии с изложенными в главе аспектами полетных элементов нами предпринята попытка провести научное исследование по данным вопросам, определить цель, задачи и методы их решения. При этом, мы исходим из следующей гипотезы - предполагалось, что системный анализ фазы разгона и вылета в безопорное пространство с целью определения средств и способов достижения максимальной мощности исполнения хлестообразных маховых движений позволит совершенствовать методику обучение полетным элементам на перекладине.

Объектом исследования нашей диссертационной работы является техническая подготовка в спортивной гимнастке, а предметом исследования - полетные упражнения на перекладине.

 



Используются технологии uCoz